Социальные пособия, выплаты и льготы

Доступно о Государственном социальном страховании

Что Вы знаете о социальном страховании?Наша повседневная жизнь полна самых разных социальных рисков, и никто не застрахован от того, что в какой-то момент не окажется нетрудоспособным и не попадет из-за этого в тяжелое материальное положение.

Это может быть следствием рождения ребенка, заболевания, несчастного случая на производстве, утраты заработка из-за временной нетрудоспособности.

Социальное страхование рассчитано преимущественно на работающую часть населения и им же финансируется посредством отчислений из фонда оплаты труда в Фонд социального страхования РФ.

Внимание. Те, кто нигде официально не работают и страховые взносы за них в Фонд социального страхования не производятся, рассчитывать на страховую социальную помощь не могут (за редким исключением)!

Во главе системы социального страхования в России находится государственный внебюджетный Фонд социального страхования РФ.

Развитие системы социального страхования в России

Впервые обязательное страхование рабочих в России было рассмотрено в 1889 году Государственным советом. Был предложен проект закона о страховой ответственности владельцев промышленных предприятий за увечье и смерть рабочих.

Спустя 14 лет в 1903 году был принят первый общероссийский закон социального страхования «О вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств, в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности».

Закон социального страхования 1903 года вводил не только обязательное страхование рабочих, но и содержал в себе ряд статей, которые имели важное значение для становления в России в целом системы государственного социального страхования.

Первое послереволюционное положение о социальном страховании работающих было принято в 1918 году. Оно гарантировало социальное обеспечение всех наемных работников независимо от характера труда пособиями при временной утрате заработка в связи с увечьем, болезнью, беременностью и родами.

С 1922 года выплата социальных пособий была передана непосредственно предприятиям в счет страховых взносов за работающих.

С 1931 года за счет средств социального страхования было начато финансирование санаторно-курортного лечения и отдыха в специализированных учреждениях (санатории, пансионаты, дома отдыха), а также финансирование детских оздоровительных лагерей.

В целях профилактики заболеваемости было начато строительство советской санаторно-курортной системы. С 1933 и вплоть до 1991 года социальное страхование находилось под управлением советских профсоюзов.

В 1991 году был образован внебюджетный Фонд социального страхования РФ и социальное страхование было выведено из под управления профсоюзами.

В настоящее время Фонд социального страхования РФ является вторым по значению (после Пенсионного фонда РФ) социальным внебюджетным фондом.

Созданный 1 января 1991 года в соответствии с Постановлением Совета министров РФ от 25.12.90 № 600 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся в РСФСР» в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств, ныне Фонд социального страхования действует в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992 г. как самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение.

Фонд социального страхования РФ (как Пенсионный фонд РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования) является автономным и строго целевым.

Предназначен Фонд социального страхования для финансирования выплат социальных пособий (преимущественно работающим) по временной нетрудоспособности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, санаторно-курортного лечения, для оздоровления трудящихся и членов их семей, а также других целей возложенных Правительством РФ на Фонд.

Положение о Фонде социального страхования РФ было утверждено Постановлением Правительства от 12 февраля 1994 г. К основным задачам Фонда социального страхования, кроме обеспечения гарантированных государством социальных пособий работающим, относятся "участие в разработке и рационализации государственных программ охраны здоровья работников и мер по совершенствованию социального страхования".

Фонд социального страхования РФ образуется за счет:

  • страховых взносов предприятий в Фонд социального страхования независимо от форм собственности;
  • доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда социального страхования;
  • ассигнований из федерального бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с выполнением Фондом социального страхования государственных социальных обязательств для не работающих граждан по поручению Правительства РФ (не свойственных Фонду страховых функций).

С 01.01.2010 работодатели-страхователи уплачивают страховые взносы на обязательное социальное страхование за своих работников непосредственно в Фонд социального страхования РФ.

Тариф страховых взносов, подлежащий уплате работодателем-страхователем в Фонд социального страхования РФ, на 2011 год остался в размере 2,9% от базы для начисления страховых взносов, которая устанавливается в сумме, не превышающей 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода. При этом с сумм выплат и иных вознаграждений в пользу работника, превышающих 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются.

На базе Фонда социального страхования РФ была создана специализированная структура, обеспечивающая функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования работающих граждан.

Направления деятельности Фонда социального страхования РФ

1. Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

В рамках этого направления Фонд социального страхования осуществляет следующие страховые выплаты:

  • единовременное страховое пособие женщинам, вставшим на учет в женской консультации в ранние сроки беременности (до 12 недель)
  • ежемесячное страховое пособие по уходу за ребенком
  • оплата дополнительных выходных дней одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет
  • страховое пособие на погребение
  • страховое пособие при рождении ребенка
  • страховое пособие по беременности и родам
  • страховое пособие по временной нетрудоспособности.

Более подробно с видами и размерами страховых выплат, производимых Фондом социального страхования в 2011 году и на которые Вы можете рассчитывать, Вы можете ознакомиться здесь.

2. Страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний

Страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».


Средства на обязательное социальное страхование работающих от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний формируются в Фонде социального страхования за счет:

  • обязательных страховых взносов страхователей (работодателей),
  • взыскиваемых штрафов и пени,
  • капитализированных платежей, поступивших в Фонд в случае ликвидации страхователей,
  • иных поступлений, не противоречащих законодательству Российской Федерации.

Страховые взносы уплачиваются работнику страхователем исходя из страхового тарифа (размер тарифа зависит от класса профессионального риска страхователя) с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком.

Размер указанной скидки или надбавки устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда на производстве, расходов на обеспечение по страхованию и не может превышать 40 процентов страхового тарифа, установленного для соответствующего класса профессионального риска.

За счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Фонд социального страхования РФ финансирует:

  • страховое обеспечение лиц, пострадавших в результате несчастного случая на производстве или профзаболевания;
  • предупредительные меры на предприятии по сокращению производственного травматизма.

Виды страхового обеспечения лиц, пострадавших в результате несчастного случая на производстве или профзаболевания:

  • страховое пособие по временной нетрудоспособности. Выплачивается в размере 100 процентов среднемесячного заработка пострадавшего;
  • страховые выплаты:
  • единовременная страховая выплата;

  • ежемесячная страховая выплата;

  • страховая оплата дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией пострадавшего на производстве.

Огромное значение имеет страховая оплата дополнительных расходов на лечение пострадавшего в результате тяжелого несчастного случая на производстве до восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности.


Этот вид дополнительных страховых расходов осуществляется региональными отделениями Фонда социального страхования с 01 июня 2006 года с вступлением в силу постановления Правительства РФ от 15.05.2006 г. № 286 «Об утверждении Положения об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Оплата страхового лечения осуществляется на основании договоров, заключаемых региональным отделением Фонда социального страхования с лечебными учреждениями, и включает в себя оказание стационарной медицинской помощи, амбулаторно-поликлинической, а также осуществление медицинской реабилитации в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги.

Перечень документов, которые должен предоставить страхователь (работодатель) для оплаты лечения застрахованного работника в Фонд социального страхования:

  • извещение о произошедшем тяжелом несчастном случае на производстве (предоставляется в течение суток);
  • заключение о степени тяжести производственной травмы, оформленное медицинской организацией (предоставляется в трехдневный срок);
  • акт о несчастном случае на производстве и материалы расследования (предоставляются в трехдневный срок после проведения расследования несчастного случая на производстве).

3. Финансирование Фондом социального страхования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма

В соответствии с подп.7 п.1 ст.8 Федерального закона от 28.11.2009 г. № 292-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» региональные отделения Фонда социального страхования вправе принимать решения о направлении до 20% сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования в предшествующем году, на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.

Заявления работодателей-страхователей принимаются филиалами регионального отделениями Фонда социального страхования по месту регистрации страхователя (предприятия).

4. Выполнение Фондом социального страхования государственных социальных обязательств по поручению Правительства РФ

По поручению Правительства РФ на Фонд социального страхования возложены следующие дополнительные обязательства (не страхового характера):

  • обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета;
  • обеспечение граждан получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение, а также бесплатным проездом к месту лечения и обратно за счет средств федерального бюджета;
  • выплата родовых сертификатов.

Внимание. Это важно!

Буквально в последние дни прошлого 2010 года Правительство в лице Минздравсоцразвития предприняло очередную попытку существенного снижения затрат на социальную страховую поддержку работающего населения.

Минздравсоцразвития внес в Госдуму законопроект с правительственными поправками в закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Все изменения, внесенные Минздравсоцразвития, были направлены на то, чтобы «сбалансировать» бюджет Фонда социального страхования, дефицит которого в данный момент составляет 77 млрд руб.

Изначально были разработаны четыре новации.

Кроме увеличения «стажевого порога» в них входила инициатива выплат страховых взносов от работающих по гражданско-правовым договорам. С введением этой нормы бюджет фонда социального страхования получит дополнительно 3,7 млрд руб.

Увеличится и финансовая нагрузка на работодателей — теперь им придется выплачивать первые три дня больничного листа вместо двух.

Наконец, самое ощутимое для работников нововведение — изменение в расчете пособий по временной нетрудоспособности. Теперь они будут исчисляться из среднего заработка за последние 24 месяца (раньше был поставлен срок один год).

За счет этих поправок Фонд социального страхования планирует сэкономить 78 млрд руб. и сформировать бездефицитный бюджет уже в 2011 году (если не разворуют, в чем я думаю мало сейчас кто сомневается).

Экономия (на простых людях) за три года должна составить по оценкам Минздравсоцразвития около 250 млрд руб. И все за счет наименее обеспеченной категории населения. Богатые не пострадают.

Справочно. С 2011 года каждый «рядовой» работающий отдаст из своего заработка любимому осударству 34%! При этом у богатых в налоги уходит не более 0.1%! Напрашивается естественный вопрос: кто кого кормит в этом государстве?

По мнению замдиректора Независимого института социальной политики Лилии Овчаровой причина «несбалансированности» Фонда социального страхования в том что «…сам фонд выстроен неверно. Проблема формирования бюджета Фонда социального страхования заключается в том, что на Фонде висит множество не страховых функций. Большего эффекта сбалансированности бюджета Фонда социального страхования можно было бы достигнуть путем снятия всех не страховых полномочий, которые выполняет Фонд».

От себя хочу добавить …и путем снижения хотя бы частичного «нецелевого» использования средств Фонда социального страхования. Но при нынешнем руководстве страны, как Вы сами догадываетесь, это сделать невозможно!

Категорически против внесенных Минздравсоцразвития в Госдуму поправок выступили представители Общественной палаты, профсоюзы и работодатели.

И, как ни странно, даже депутаты Госдумы.

«Слишком возмутительным было то, что предлагалось, — рассказывает член Комитета ГД по бюджету и налогам, первый заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия» Оксана Дмитриева. — Еще с советских времен у нас на сто процентов оплачивались больничные листы людям, имеющим восьмилетний стаж работы.

Этот стаж правительство решило увеличить на семь лет, до 15. В такой ситуации самыми уязвимыми становились бы молодые люди, семьи с маленькими детьми.

Следующая инициатива правительства била с поверхностной точки зрения по работодателям: если прежде они оплачивали только два первых дня болезни своего работника, то теперь должны платить за три дня его бюллетеня.

Понятно, какой здесь заложен конфликт для молодых мам: приболел ребенок — до свидания, слишком дорого держать такого сотрудника…»

Председатель комиссии Общественной палаты по социальным вопросам и демографической политике Елена Николаева также считает, что предложенный Правительством (т.е. г-ном Путиным) законопроект о социальном страховании меняет ситуацию в социальном страховании далеко не в лучшую сторону.

«Гражданам предлагается своим кошельком оплатить проблемы дефицита бюджета Фонда социального страхования. При этом пострадают больше всего незащищенные слои населения», — утверждает она.

8 декабря 2010 года Президент РФ тем не менее подписал Федеральный закон № 343-ФЗ, в котором предусмотрены поправки к Федеральному закону от 29.12.2006 № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон № 255-ФЗ).

Как официально было преподнесено Федеральный закон от 08.12.2010 № 343-ФЗ направлен на «оптимизацию расходов и обеспечение сбалансированности бюджета Фонда социального страхования РФ».

Как скажется эта "оптимизация" расходов Фонда социального страхования, поддержанная нашим «заботливым» президентом, лично на Вас Вы можете узнать из моих статей:

Так что уважаемые посетители моего сайта не надейтесь, что нынешние хозяева страны позаботятся о Вас.

Они что введут хотя бы прогрессивную шкалу налогообложения, которая действует практически во всех цивилизованных странах?

Обеспеченные, финансово независимые люди им не нужны. А кто тогда будет за жалкие копейки на них работать, чтобы они еще больше жирели. Защищать с оружием в руках их экономические интересы (нефтяные скважины, нефтепроводы и газопроводы), чтобы потом остаться с нищенской пенсией и без каких-либо социальных льгот?!

Поэтому пока законодательная власть находится в руках олигархов и их прислужников ни о какой справедливой системе социальных гарантий и льгот не может идти и речи.

PS. Вы хотите навсегда забыть о проблеме вечной нехватки денег, стать финансово независимым и в итоге стать счастливым пенсионером? Тогда рекомендую Вам познакомиться с курсом Александра Евстигнеева "Киберсант-Финансист".

PS1. Если материал "Доступно о Государственном социальном страховании" оказался Вам полезным нажмите на кнопку «Мне нравится» в начале статьи и оставьте свой комментарий в конце статьи. Поделитесь с друзьями в социальных сетях. Они будут Вам благодарны.

Колесов Г.Б.,
независимый пенсионный консультант,
эксперт по пенсионному и финансовому планированию

www.ypensioner.ru

Читайте также по социальным гарантиям, социальным пособиям, выплатам и льготам:

Полный перечень социальных выплат в городе Москве
Социальные выплаты, пособия и льготы многодетным семьям
Социальные выплаты, пособия и льготы малообеспеченным семьям
Социальные выплаты, пособия и льготы при рождении ребенка
Пособие по беременности, родам и по уходу за ребенком до полутора лет
Меры социальной поддержки одиноких матерей (одиноких отцов)
Социальная помощь детям инвалидам и родителям детей инвалидов
Социальная поддержка инвалидов
Социальная поддержка ветеранов боевых действий
Социальная поддержка ветеранов Великой Отечественной войны и Тружеников тыла
Социальная поддержка ветеранов труда и ветеранов военной службы
Социальная поддержка пенсионеров: доплаты к пенсии, льготы и социальная натуральная помощь
Социальная поддержка москвичей: московские льготы
Пенсионное планирование жизни: Льготы пенсионерам госслужбы
Новая Социальная карта москвича: Для кого?
Доступно о Государственном социальном страховании
Порядок назначения, исчисления и выплаты социальных пособий
Все ли мы знаем о наших правах на социальную защиту?
Можно ли наследовать пенсию?
Заработок пенсионеру
Как реализовать Ваше право на социальную помощь от государства?
Все ли Вы знаете о Материнском капитале?
Основные понятия социальных гарантий и льгот для пенсионеров
Социальные выплаты Фонда социального страхования РФ
Все ли мы знаем о наших правах на социальную защиту?
Порядок назначения, исчисления и выплаты социальных пособий
Как получить пособие на погребение военного пенсионера
Все, что надо знать о Социальных картах москвича
Сокращение работника - пенсионера
Пенсионер, не забудь получить налоговый вычет!
Выплата пособия на погребение умерших пенсионеров
Пенсионеры получают право на пособие по уходу за ребенком
Социальная помощь одиноким пенсионерам в Москве

Доступно о Государственном социальном страховании

ПЕНСИИ: НОВОСТИ

ДЕНЬГИ: НОВОСТИ

Самые ЧИТАЕМЫЕ

Поиск по сайту

Всего ПОСЕТИЛИ:

024190160