История развития Пенсионной системы России

Пенсионная система России в XIX веке

Пенсионная система России в ХIХ векеЕсли бы вдруг было признано необходимым установить "День Пенсионной системы России", то этот день следовало бы отнести на 6 декабря 1827 года.

К этому есть все основания: именно 6 декабря 1827 года Император Николай I утвердил ("Быть по сему") "Устав о пенсиях и единовременных пособиях" государственным (военным и гражданским) служащим и подписал Указ Правительствующему Сенату "к приведению его в действие" с 1-го января 1828 года.

Эту дату можно по праву считать днем создания в России Пенсионной системы.

Разумеется, что пенсии и пособия государственным служащим выплачивались и ранее.

Однако, как отмечено в Указе, "правила, по коим сии вознаграждения были доселе производимы, не имели ни надлежащей определенности, ни соразмерности. Сверх сего не было поставлено постоянных правил на призрение вдов и сирот по смерти лиц, продолжительно и беспорочно служивших".

Указом и Уставом о пенсиях (1827 г.) определены три принципиальных положения пенсионной системы.

  • Во-первых, пенсионная система предполагала, что выплата пенсий и единовременных пособий должна производиться из Государственного Казначейства, которому для этих целей перечислялись все "пенсионные капиталы" и суммы, накопившиеся по разным местам "на производство пенсий и пособий".
    И кроме того, "Суммы на производство пенсий и пособий всем лицам, в Государственную книгу внесенным, заимствуются из общих Государственных доходов, в главной смете ежегодно на сей предмет ассигнуемых" (см. параграф 99 "Устава о пенсиях").

  • Во-вторых, пенсионная система предусматривала, что размер пенсий должен определяться не по окладам жалования, а по окладам пенсий гражданским чиновникам, установленным соответственно их должностям. К "Уставу о пенсиях...." (1827 г.) прилагалось "Примерное росписание окладов для определения пенсий гражданским чиновникам по их должностям", которым устанавливались девять разрядов пенсий.

  • В-третьих, в соответствии с этой пенсионной системой вдовам и сиротам гражданских служащих должно быть гарантировано пенсионное обеспечение.

На финансирование указанных целей пенсионной системы предназначались:

  • вычеты за повышение чинами;

  • отчисления с окладов жалования чиновников "по Гражданской части" свыше 500 рублей в год по 2 копейки с рубля, ниже 500 -по 1 копейке;

  • отчисления с пенсий в таком же размере, как и с жалования. Отчисления не производились с пенсий вдов и сирот;

  • вычеты со всех окладов под названием "столовых денег" по 1 копейке с рубля,

При недостатке этих сумм в пенсионной системе Указ о пенсионной системе предписывал дополнять их из общих сумм Государственного Казначейства.

"Столовые деньги" составляли значительные суммы: они были дополнительной половинной надбавкой к основному окладу жалования. Их сумма указывалась в штатном расписании.

Штатные расписания государственных учреждений того времени существенно отличались от современных. Кроме оклада жалования в год для каждой должности устанавливались "столовые суммы" и "квартирные суммы", а также классы и разряды должности, "шитья на мундире" и пенсии.

В качестве иллюстрации приведем выписку из "Росписания должностей Управления государственными сберегательными кассами, а также Санкт-Петербургской и Московской сберегательных касс с их отделениями" (1895 г.).

Приведенные данные позволяют судить о соразмерности окладов и надбавок к ним для высших, средних и низших должностных лиц управления государственных сберкасс. По-видимому, такая соразмерность была характерна и для других государственных учреждений.

"Росписание..." имеет примечание, первый параграф которого для нашей темы о пенсионной системе представляет существенный интерес. Приведем его полностью.

"Указанные в сем росписании должности могут быть замещаемы лицами, не имеющими соответственных чинов, вовсе не имеющих чинов, а равно не имеющими права на вступление в гражданскую службу, причем последние из сих лиц пользуются всеми служебными преимуществами, присвоенными занимаемым ими должностям, кроме прав на чинопроизводство и пенсию из государственного казначейства"

Подготовка проекта закона о пенсионной системе проводилась еще в царствование Александра I.

В Указе о пенсионной системе от 6 декабря 1827 года сказано: "Блаженные памяти Император Александр 1-ый, в чувствах справедливости, великой душе Его свойственных, находил весьма нужным дополнить сии давно уже признанные недостатки.... Мы в первые дни Царствования Нашего, при самом первоначальном обозрении Государственных дел, Повелели возобновить начавшиеся о сем в Государственном Совете соображения и привести их к окончанию".

На "окончание" доработки пенсионной системы потребовалось около двух лет: срок для подготовки таких масштабных правительственных решений небольшой.

Пенсионная система России

"Устав о пенсиях и единовременных пособиях" (Пенсионная система)состоял из 3-х частей:

  • "Правил для назначения пенсий и пособий",

  • "О пенсиях и пособиях вдовам и детям классных чиновников" и

  • "О производстве пенсий и пособий".

В Уставе о пенсиях было 107 статей, но занимал он всего 10 типографских страниц.

В последующие годы "Устав о пенсиях..." был дополнен новыми положениями и к 1873 году состоял из 6-ти глав и 243-х статей.

В издании Свода законов Российской Империи 1896 года статьи "Устава о пенсиях..." остались без изменений. Здесь мы имеем в виду Общий Устав о пенсиях.

В рамках Пенсионной системы тогдашней России наряду с Общим Уставом о пенсиях действовали так называемые Особенные уставы о пенсиях и пособиях по некоторым ведомствам.

В пенсионной системе величина пенсии зависила от "разряда.

Какая же сумма пенсий была установлена для каждого из 9-ти разрядов?

Ответ на этот вопрос дает "Табель окладам пенсий, назначаемых на основании Устава о Пенсиях 6 декабря 1827 года и Высочайшего Указа о пенсиях б ноября 1852 года, гражданским чиновникам, их вдовам и сиротам", (приложение к статье 53 Устава о пенсиях).

Приведем выписку из него.

Эти суммы пенсий остались без изменений и в Уставе о пенсиях 1896 года (приложение к статье 50).

Однако статья 53 Устава о пенсиях (1873 г.) и статья 50 Устава о пенсиях (1896 г.) существенно отличны одна от другой. Приведем их полностью.

  • Статья 53 "Всем прочим классным чиновникам общих гражданских ведомств пенсии определяются по окладам, означенным в расписании, при сем приложенном".

  • Статья 50 "Всем прочим чиновникам общих гражданских ведомств пенсии определяются по табели окладов, у сего приложенной.... подробное указание, в каком разряде положена каждая должность, содержится в штатах и особых узаконениях".

Таким образом "Росписание окладов для определения пенсий гражданским чиновникам по их должностям" в Уставе о пенсиях (1896 г.) не упоминается. Разряд пенсии чиновника указывался в штатном расписании государственного учреждения, как это показано выше на примере штатного расписания Управления государственными сберегательными кассами.

Итак, подведем некоторый итог.

Директор Государственного Банка заведующий государственными сберегательными кассами получал в год содержание 6000 рублей. При увольнении в отставку ему назначалась пенсия (III разряд, 1-ая степень) 560 рублей 40 копеек, т.е. примерно 11% от годового содержания.

Счетный чиновник 2-го разряда при годовом содержании 600 рублей в отставке получал пенсию 168 рублей 15 копеек (28% от годового содержания).

Директор Московской сберегательной кассы при содержании 3600 рублей в год мог рассчитывать на пенсию 420 рублей (11,6%). Счетный чиновник этой кассы при 600 рублях содержания - на 85 рублевую пенсию (14%).

"Массовые" чиновники (9-14 классов) получали пенсии по должности 85,127 и 168 рублей в год.

В книге П.А. Зайончковского "Самодержавие и русская армия XIX - XX столетий" приводится расходный бюджет холостого офицера российской армии в 1898 году.

Это, по-видимому, справочный документ Военного Министра А.Н. Куропаткина, поскольку в то время готовилось правительственное решение о повышении окладов офицерам. Холостой офицер ниже капитана расходовал в год 624 рубля 52 копейки.

Вычтем из них "чисто офицерские" расходы:

  • взносы в офицерский заемный капитал и офицерское собрание 39 руб.60 коп., уставы и наставления 17 руб., табак 25 руб. и расходы на извозчиков 60 рублей, всего 141 руб. 60 копеек.

Получается, что для среднего уровня материальной обеспеченности холостому мужчине требовалось 490 рублей в год.

Наше рассуждение подтверждает и то обстоятельство, что российский офицер не мог вступить в брак, если его доход был меньше 1200 рублей.

Считалось, что офицерской семье не достойно жить в бедности.

Попутно заметим, что капитан российской армии, командир роты, получал в 1899 году 1260 рублей, т.е. уже мог содержать семью.

Для того чтобы на этом примере не создавалось ложного представления о мизерности пенсий отставных чиновников, приведем данные о заработках рабочих.

По данным М.И. Туган-Барановского, наивысший заработок рабочего в Иванове в 50-х годах равнялся 16 рублям (серебром), в 60-х в Шуйском уезде 14 рублей 58 копеек, в Московской губернии 23 рубля 54 копейки. Пай-низший - 3-5 рублей.

В 90-х годах средний годовой (288 дней по 12 часов) заработок фабричного рабочего колебался от 88 до 606 рублей. Наиболее высокие Заработки были на машиностроительных заводах. В Московском промышленном районе средний заработок в металлообработке и машиностроении равнялся 250 рублям, в хлопчатобумажной отрасли 166 рублям.

Однако 85 рублей в год это был не низший предел пенсии государственного чиновника.

Низший предел определялся статьей 91 "Устава о пенсиях", в которой сказано, что "когда оклад жалования на службе был менее 28 рублей 59 копеек, тогда определяется в пенсию полный оклад, несмотря на лета службы". Например, низшим почтовым служащим, которые получали жалование по 20 рублей и одной копейке и более, за выслугу 35-и лет пенсия назначалась 20 рублей и одна копейка, а за выслугу 25 лет -17 рублей 16 копеек.

Цена черного (ржаного) хлеба в то время была 4-6 копеек за килограмм. Получается, что чиновник-пенсионер и его жена только на покупку хлеба должны были потратить около 10 рублей, т.е. половину годовой пенсии.

Различие между наименьшей суммой пенсии и наибольшей было более чем в 50 раз.

По "Уставу о пенсиях..." (1827г.) как классные чиновники, так и не имеющие классов канцелярские служители, получали полный оклад пенсии согласно своему разряду после 35-летней беспорочной действительной службы по гражданской части. Действительная служба начиналась с 16-ти лет. Таким образом, гражданский служащий мог рассчитывать на полную пенсию в возрасте 51-го года.

Но в отставку можно было выйти и раньше. В этом случае при стаже действительной службы от 20 до 30 лет назначалось 1/3 полной пенсии по разряду, при стаже до 35 лет -2/3 полной пенсии. Так было до 1853 года.

Именным Высочайшим указом о пенсиях от 6 ноября 1852 года был установлен новый регламент: все, прослужившие в гражданской службе 25 лет и более до 35 лет, получают при отставке "в пенсию" половину оклада, определенного "по росписанию", прослужившие же 35 лет и более получают полный оклад.

Выходящие в отставку "по расстроенному совершенно на службе здоровью" со стажем от 10 до 20 лет получали 1/3 пенсии, со стажем от 20 до 30 лет - 2/3 пенсии, более 30 лет - полную пенсию своего разряда.

"Одержимым тяжкими неизлечимыми болезнями", прослужившим 5 и более до 10 лет назначалась 1/3 оклада пенсии, прослужившим от 10 до 20 лет - 2/3 оклада,20 и более лет - полный оклад. При этом не делалось никакого различия по причинам, от которых произошли болезни (см. ст. 92 Устава о пенсиях 1873 года, ст. 90 Устава о пенсиях 1896 года).

Пенсия чиновнику назначалась по разряду последней должности чиновника, если он замещал ее не менее 5 лет, в противном случае по разрядам предшествующих должностей.

Пенсионное обеспечение было приоритетной статьей государственных расходов. В 1897 году на пенсии и всевозможные пособия было израсходовано 38,3 млн. рублей, что составляло около 3,0% расходных сумм государственного бюджета.

Однако, кроме "Общего Устава о пенсиях..." действовали "Особенные Уставы о пенсиях и единовременных пособиях по некоторым ведомствам".

Эти уставы о пенсиях учитывали специфику службы чиновников и служителей: положение в иерархии власти, отдаленность местностей, малонаселенность, климат, общие условия службы и быта и т.п.

Рассмотрим основные положения "Устава о пенсиях и единовременных пособиях по придворному ведомству".

По этому Уставу о пенсиях (статья 247) "всем чинам и служителям придворного ведомства, которые служили усердно и беспорочно, определяются при отставке их пенсии по числу лет службы, на нижеследующем основании:

  • за пятнадцать лет службы обращается им в пенсию по смерти треть жалования,
  • за двадцать пять, половина жалования,
  • за тридцать лет, полное жалование,
  • за тридцать пять, полное жалование и треть содержания,
  • за сорок лет, полное жалование и половина содержания,
  • за сорок пять лет, полное жалование и две трети содержания,
  • за пятьдесят лет, полное жалование и все прочее содержание".

Обратим внимание, в расчет пенсии берется жалование, а не табельная пенсия согласно разряду. Разница в пенсиях оказывалась весьма существенной.

Под содержанием понимались столовые и порционные деньги и все те оклады, которые были установлены Высочайшими указами за долговременную или отличную службу. Размер порционных денег определялся "по средней сложности" за последние пять лет, если выплаты их производились постоянно по особым Высочайшим повелениям.

Правила о пенсиях для придворных чинов и служителей распространялись на чинов Кабинета Его Императорского Величества, Капитула Императорских и Царских Орденов, Главного Управления Уделов, Императорской Археологической Комиссии, Экспедиции Церемониальных Дел, Петергофской полиции и должность Письмоводителя Роты Дворцовых Гренадер.

Условием назначения пенсий по придворному положению был стаж службы в Министерстве Императорского Двора не менее десяти последних лет. В ином случае при выходе в отставку чиновник получал пенсию по прежнему ведомству.

Отставным нижним воинским чинам, поступившим на службу по ведомству Двора в придворные, конюшенные и егермейстерские служители, присяжные, счетчики, капельдинеры, вахтеры, сторожа и т.п., за пять лет службы пенсия назначалась в размере трети жалования, за десять две трети, за 15 лет полное жалование.

Пенсионное обеспечение вдов и детей придворного чиновника или служителя осуществлялось по правилам Общего Пенсионного Устава.

Но был установлен (ст.258) нижний предел пенсий. Вдове назначалась половина пенсии мужа, если пенсия чиновника была более 57 рублей 15 копеек, а служителя не менее 34 рублей 29 копеек в год. Если же их пенсии были меньше, то пенсия вдове чиновника устанавливалась в сумме 28 рублей 59 копеек, а служителя 17 рублей 16 копеек.

Такие же суммы пенсий были определены вдовам старше 50 лет в том случае, когда муж (чиновник или служитель) прослужил 15 лет, но по отставке не получал никаких пенсий.

Как пример в ясности и четкости в назначении пенсий и скрупулезности учета расходов на них приведем статью 261 Устава.

"Оставшимся в сиротстве после умерших чиновников малолетним сыновьям и дочерям определяется в пенсию до 17 лет возраста каждому лицу четвертая часть отцовского жалования, если оклад был не менее 85 рублей 74 копеек; если же менее, тогда назначается одному сыну или дочери 17 рублей 16 копеек, двум - 25 рублей 74 копейки, трем -34 рубля 29 копеек, и так далее, полагая на каждого прибавки к 17 рублям 16 копейкам по 8-ми рублей 58 копеек, но если пенсия сия в совокупности будет превышать годовой оклад умершего, тогда распределяется им пенсия соразмерно тону окладу".

Малолетние дети чиновников и служителей получали пенсии и тогда, когда они "помещались" в казенные заведения за счет Приказов Общественного Призрения или воспитывались в учебных заведениях в числе комплектных пансионеров или за счет Государственного Казначейства и иных казенных сумм.

Особый интерес, на наш взгляд, представляют статьи данного Устава о пенсиях и единовременных пособиях мастерам, подмастерьям и мастеровым Императорской Петергофской гранильной фабрики.

При увольнении с фабрики мастера, подмастерья и мастеровые получали пенсию за 30 лет службы полный оклад жалования, за 25 лет две трети, за 20 лет половину, за 15 лет одну треть оклада. Служившие меньше 15 лет права на пенсию не имели.

При увольнении по болезни или увечью пенсия была возможна только по особому Высочайшему соизволению. Могло быть выплачено пособие не более годового оклада с, разрешения Главного Управления Уделов.

По этим же правилам получали пенсии механик фабрики, фельдшеры и писцы.

Но, обратим внимание!

"Остальные лица, служащие по найму, как-то: слесаря, столяры, кузнец, молотобоец, сторожа и чернорабочие, не пользуются ни правом на пенсии, ни особыми льготами. Впрочем, в виде исключения, по ходатайству Директора фабрики и с утверждения Главного Управления Уделов может быть таким лицам назначаема пенсия, в размере выше сего указанном, соответственно получаемому ими окладу содержания, или единовременное пособие, не превышающее годового оклада жалования, если усердием, долговременною службою и приносимою пользою они обратят на себя внимание фабричного начальства" (статья 287 Устава).

В заключение изложим несколько положений из "Устава о пенсиях и единовременных пособиях по ведомству ученому и учебному".

Чиновники ученых (научных) и учебных заведений, не имеющие ученых званий, а также иные лица, не занятые "учеными предметами" (учителя чистописания, черчения, рисования, танца, музыки, пения, фехтования, гимнастики) награждались пенсиями по правилам Общего Пенсионного Устава.

По общему положению "Устава о пенсиях... по ведомству ученому и учебному" при стаже 20 и более до 25 лет выходящие в отставку получали "в пенсию" половинный, а прослужившие 25 и более лет полный оклад их жалования.

Далее, за каждые пять лет продолжения службы по учебной части пенсия увеличивалась на одну пятую часть (20%}. Однако при увеличении оклада жалования по службе размер самой пенсии и прибавок не увеличивался. При выходе же в Отставку пенсия и прибавки назначались по последней должности.

Выходящие в отставку по болезни получали пенсии в следующем размере: при стаже от 10 до 15 лет - треть, при стаже от 15 до 20 лет - две трети, при стаже свыше 20 лет -полный оклад причитающейся им пенсии.

Если же болезнь была неизлечимой, и больной нуждался в постоянном постороннем уходе, то треть пенсии назначалась при стаже до 10 лет, две трети до 15 лет и полная пенсия при стаже свыше 15 лет.

Право на получение пенсии (независимо от жалования) по выслуге в разных должностях по учебной части свыше 25 лет имели как заслуженный профессор, так и профессор. Различие состояло в том, что заслуженный профессор сохранял пенсию сверх жалования и по занятии вновь кафедры и по вступлении на другой род службы. Профессор же сохранял пенсию только с продолжением службы по учебному ведомству Министерства Народного Просвещения.

Высокое пенсионное обеспечение полагалось по Уставу о пенсиях профессорам Императорских университетов: Санкт-Петербургского, Московского, Харьковского, Казанского, Святого Владимира в Киеве и Новороссийского в Одессе.

По выслуге 25-ти лет им назначалась пенсия по размеру жалования, по выслуге 20-ти лет - половина жалования.

Если профессор со стажем 25 лет оставался на службе при университете, то он не получал пенсии сверх жалования. Когда же по действующим постановлениям допускалось совмещение пенсии и жалования, то профессорам разрешалось получать только половину выслуженной ими пенсии.

После тридцати лет учебной службы профессор получал повышенную пенсию, т.е. не в размере жалования, а в размере содержания, включая к жалованию столовые и квартирные суммы. Заслуженным профессорам пенсия сохранялась сверх жалования, получаемого вне университета.

Для справки: содержание профессора Московского университета в 1900 году равнялся 3000 рублей в год.

Полный оклад пенсии лаборантов равнялся 650 рублям, их помощников - 400 рублей, хранителей кабинетов - 500 рублей в год.

Минимальное содержание, а, следовательно, и пенсионное обеспечение получали учителя начальных и приходских школ. Об этом свидетельствует "Табель окладов, из которых назначаются пенсии Законоучителям и учителям начальных учебных заведений" (приложение к статье 413 Устава о пенсиях).

PPS. Напишите в комментариях к этой статье о Вашем отношении к пенсионному и финансовому планированию своей жизни.

PPPS. Если материал "Зачем нам нужно знать о реформе Пенсионной системы?" оказался Вам полезным нажмите на кнопку «Мне нравится» в начале статьи.

До встречи!

Колесов Г.Б.,
эксперт по пенсионному планированию,
независимый пенсионный консультант

Что еще читать по пенсионной реформе и пенсионной системе:


Что предпринять для Счастливой Жизни на Пенсии?
История развития Пенсионной системы России
Пенсионная система России в XIX веке
Пенсионная система дореволюционной России
Пенсионная система России в 1990-ые годы
Советская пенсионная система
В чем порочность пенсионной системы в России?
Смысл проводимой в России реформы пенсионной системы
Пенсионная реформа в Российской Федерации
Суть пенсионной реформы
Реформирование пенсионной реформы
Почему была необходима Пенсионная реформа
Пенсионная реформа - управление средствами пенсионных накоплений
Пенсионная реформа - изменение распределительной пенсионной системы
Пенсионная реформа - добровольное пенсионное обеспечение
Пенсионная реформа - виды обязательных пенсий
Пенсионная реформа - введение накопительного компонента для финансирования пенсий

Пенсионная система России в XIX веке

ПЕНСИИ: НОВОСТИ

ДЕНЬГИ: НОВОСТИ

Самые ЧИТАЕМЫЕ

Поиск по сайту

Всего ПОСЕТИЛИ:

025858741