Социальные пособия, выплаты и льготы

Все ли мы знаем о наших правах на социальную защиту?

На кого распространяется система социальной защиты населения Ко мне в Виртуальную школу пенсионера часто обращаются по вопросам социальной защиты. Поэтому я и решил подготовить данный материал. Основными видами и одновременно элементами сложившейся к настоящему времени в нашей стране системы социальной защиты населения являются:

  • социальная защита, основанная на страховых принципах и осуществляемая Федеральными внебюджетными страховыми фондами (Фондом социального страхования, Пенсионным фондом и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования), и
  • социальная защита в виде социальной помощи (социального обслуживания, социальных льгот), осуществляемая на региональном уровне.

Про такие понятия как «социальное обеспечение» и «собесы» забудьте – это все ностальгия по безмятежным советским временам.

Вопросы социального страхования как одного из важнейших направлений социальной защиты работающего населения подробно рассмотрены в моих статьях:

Относительно социальной защиты в виде социального страхования (для тех, кто не читал эти статьи) следует обратить внимание на следующее.

Все что связано с финансированием выплат социальных пособий работающим по временной нетрудоспособности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, санаторно-курортного лечения, оздоровления работающих и членов их семей и др. входит в компетенцию Фонда социального страхования.
И если у Вас возникают какие-то проблемы по этим направлениям социальной защиты, и Вы не можете их разрешить на уровне своего работодателя, то обращаться необходимо в Ваше региональное отделение Фонда социального страхования.

С пенсионным страхованием как разновидностью социальной защиты Вы можете ознакомиться в следующих моих статьях:

В ближайшее время я познакомлю Вас также с вопросами организации медицинского страхования в нашей стране и как Вам правильно воспользоваться Вашими правами на данный вид социальной защиты.

В данной статье мы поговорим только о таком виде социальной защиты как социальная помощь(социальное обслуживание, социальные льготы).

Решение этих вопросов социальной защиты в настоящее время возложено практически полностью на региональные администрации. Так что по всем вопросам социальной помощи и социального обеспечения необходимо обращаться в соответствующие региональные подразделения социальной защиты, подведомственные местной администрации.

Социальная помощь как один из видов социальной защиты

Сложившаяся за прошедшие (после переворота) 20 лет в России система социальной помощи де-факто основана на двух противоположных принципах:

  • адресная социальная помощь малоимущим слоям населения, предоставляемая на основе учёта уровня их дохода, и
  • огромного количества социальных льгот, предоставляемых различным категориям лиц, не зависимо от их уровня материального обеспечения.

Об идее адресного подхода к получателям социальной помощи много говорится, начиная с середины 90-х годов. Однако, в отличие от принципов адресности и проверки нуждаемости в данном виде социальной защиты, а именно социальной помощи, на протяжении всего этого времени, да и сейчас тоже, федеральные органы власти не только не сократили, но и значительно расширили объём различных социальных льгот и выплат, предоставляемых определенным категориям граждан и работникам определённых профессий вне зависимости от уровня их доходов.

В результате действующая система социальной защиты в рамках социальной помощи включает более 150 видов льгот и выплат почти 250 категориям граждан и семей. При этом все эти виды социальной помощи не зависят от уровня доходов.

В итоге, по оценкам специалистов, только менее 20% от общей суммы бюджетных средств, выделяемых на социальную помощь, было предоставлено семьям с доходами ниже прожиточного минимума.

Более того, большая часть этого вида социальной защиты не была обеспечена финансами, что тяжёлым бременем ложится именно на местные органы власти, на которые законодательно была возложена ответственность за предоставление социальной помощи.

Также следует учесть, что, бюджет практически каждого второго муниципального образования из числа городов и сельских районов Российской Федерации является дефицитным!

В рамках этого направления социальной защиты населения Федеральное правительство в лице Минздравсоцразвития РФ (в настоящее время возглавляемого г-жой Голиковой Т.А.) устанавливает законодательно определённый перечень и порядок предоставления муниципальными образованиями услуг по социальной помощи (обслуживанию) населения. Финансирование же большей части программ по социальному обслуживанию осуществляется федеральным бюджетом косвенно - через общие трансферты в бюджет субъектов Российской Федерации.

В итоге большинство социальных услуг по социальной защите финансируется из бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и предоставляется непосредственно населению муниципальными органами социальной защиты населения.

Нормативно-правовая базы функционирования системы социальной защиты

Основы нормативно-правовой базы социальной защиты были сформированы преимущественно в 90-ые годы. Вот лишь небольшая часть этих нормативно-правовых документов, принятых на федеральном уровне в области социальной защиты населения:

  • Федеральный закон от 12.01. 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах"
  • Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ (ред. от 24.07.2009) "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"
  • Федеральный закон от 2.08.1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»
  • Указ Президента РФ от 14.09. 1995 г. № 942 "Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года "
  • Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
  • Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 195-ФЗ (в ред. от 22.08.2004 № 122-ФЗ) «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации»
  • Указ Президента РФ от 14.05.1996 № 712 "Об Основных направлениях государственной семейной политики"
  • Федеральный закон от 17.07. 1999 г. № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

Я умышлено выделил в названиях законов понятия «социальная помощь» и «социальное обслуживание». Даже по названиям законов можно судить, что у чиновников, отвечающих за сферу социальной защиты, нет четкого понимания, а что же нужно делать и как это трактовать. Есть элементарное «затыкание дыр».

Если рассмотреть практику реализации социальной защиты населения на местном уровне, то можно выделить две основные тенденции развития системы социальной защиты:

  • точное следование федеральной социальной политике в области социальной защиты населения;
  • определение собственных приоритетов в социальной защите населения своего региона, важных для данной конкретной территории, но не находящихся в фокусе внимания федерального правительства или субъекта Российской Федерации.

Ярким примером первой модели социальной защиты населения служит Москва. Уровень бедности в столице относительно невысок по сравнению с другими городами России.

Однако Москва лидирует по уровню экономического неравенства: значение индекса Джини (отражает степень неравномерности распределения доходов в обществе) для Москвы почти в два раза превышает общероссийский уровень.

Социально ориентированной стратегией для Москвы было бы сочетание принципов социального инвестирования, стимулирующего потребительское поведение экономически активных и высокодоходных групп на рынке социальных услуг, и адресной социальной защиты малоимущих на основе оценки их доходов и определения нуждаемости семьи.

Однако социальная политика московских властей в области социальной защиты сегодня больше следует федеральной модели социальной защиты населения страны.

В результате социальное неравенство усугубляется, так как наибольшую выгоду от системы уравнительного дотирования мер социальной защиты получают высокодоходные и среднедоходные семьи с относительно высоким социальным статусом.

Внимание. Таким образом, мы видим, что и в сфере социальной защиты населения наблюдается точно такая же картина, как и в социальном страховании, и в пенсионном обеспечении, когда львиная доля бюджетных средств, выделяемых на цели социальной защиты, перераспределяется в пользу наиболее обеспеченных слоев населения.

Немного истории по развитию социальной защиты населения в нашей стране

Как отмечают многие исследователи, советский гражданин обладал тем, что для жителя Запада недоступно и по сей день – уверенностью в завтрашнем дне.

А была ли социальная защита населения в дореволюционной России?

Истоки социальной защиты восходят к благотворительности. Как социальное явление благотворительность в России имеет многовековые традиции. Еще в обычаях восточнославянских племен имели место ее простейшие формы: раздача нуждающимся пищи и одежды. Оказание помощи больным и нищим стало одной из форм реализации христианской заповеди любви к ближнему.

С образованием единого Российского государства и по мере его укрепления усиливается его роль в организации социальной защиты в виде “призрения” (призреть - отнестись к кому-либо с участием). В Постановлении Стоглавого Собора попечение о бедных признается делом общества, осуществляемым на основе принятых государством законов.

Начало становления системы общественного призрения, и превращение ее в отрасль государственного управления происходит при Петре I.

8 июня 1701 года Петр I принял Указ "Об определении в домовыя Святейшего Патриарха богадельнях нищих, больных и престарелых".

Великий Государь указал " в домовых Святейшего Патриарха богадельных нищим быть, больным и престарелым, которые не могут ходить для собрания милостыни, а для десяти человек больных быть в богадельне одному человеку здоровому, который бы за теми больными ходил и всякое им вспоможение чинил. А тем лекарям кормовые деньги и покупать лекарства из Патриаршей домовой казны".

В этот период активно формируется законодательная база социальной защиты населения. Значительное место в социальной защите отводилось призрению инвалидов, престарелых, отставных военнослужащих и детей, для которых строились инвалидные дома, сухопутные и морские госпитали, специальные дома для незаконнорожденных детей, детские приюты и другие социальные учреждения.

В эпоху царствования Екатерины II создается сеть специальных учреждений - губернских Приказов общественного призрения, в их ведение были переданы все медицинские и благотворительные учреждения (народные школы, сиротские дома, богадельни, приюты, больницы, дома для сумасшедших). Созданные Приказы не могли помочь всем нуждающимся, казенных средств не хватало. В этот период возникает идея сделать попечение о бедных и больных не только государственным, но и общественным делом. Эта идея получила наиболее полное воплощение при Александре I. Чтобы привлечь внимание общества, делу призрения был придан статус национально значимого деяния.

Пример что было в Росии:

социальная защита населенияВ 1890 году почетный гражданин Вологды купец Тимофей Емельянович Колесников купил на свои деньги бывшую графскую усадьбу и организовал в ней ночлежный приют для бездомных.

При приюте устроил бесплатную столовую, в которой всякий бедняк мог один раз в день пообедать.

Т.Е.Колесников все свое огромное состояние завещал этому дому.

После 1917 года ночлежку разогнали.

Пример что стало в Росии:

социальная защита на Руси ? социальная защита населения до революции

В целом XVIII век и первая половина XIX столетия были временем становления и развития государственной системы социальной защиты в форме «призрения», состоящей преимущественно из благотворительных учреждений закрытого типа, которые содержались не только за счет государства, но и филантропических обществ, церкви и частных благотворителей.

Переломным моментом в развитии социальной защиты стала Октябрьская революция 1917 года. Придя к власти, большевики осудили социальную защиту в форме благотворительности как буржуазный пережиток.

Любая благотворительная деятельность была запрещена. Ликвидация частной собственности закрыла возможные источники частной благотворительности. Отделение церкви от государства закрыло путь церковной благотворительности.

С этого времени начинается новый этап становления и развития советской модели социальной защиты населения.

Определяющим субъектом в разработке социальной политики стало государство, взявшее на себя заботу о больных, инвалидах и престарелых, женщинах и детях. Элементом социальной политики государства стала система разнообразных пособий и выплат, призванных обеспечить социальное равенство в стране.

В октябре 1917 г. был учрежден Наркомат государственного призрения России, переименованный в апреле 1918 г. в Наркомат социального обеспечения Российской Федерации.

Однако не всегда провозглашенные государством цели и задачи соответствовали его материальным возможностям. В октябре 1918 г. был издан Закон, предусматривающий материальное обеспечение трудящихся при временной нетрудоспособности, инвалидности, безработице, сиротстве и вдовстве.

Однако в структуре расходов государственного бюджета доля затрат на социальное обеспечение и страхование составляла лишь 2,5%.

В 1927 г. в СССР впервые было введено пенсионное обеспечение по старости.

В 1946 г. образовано Министерство социального обеспечения РСФСР. В СССР успешно функционировали социальные учреждения для престарелых, одиноких людей, детей, потерявших родителей, детей, чьи родители были лишены родительских прав и др.

Прямым следствием начатого с 1992 г. радикального социально-экономического реформирования страны явилось и реформирование системы социальной защиты.

Тогда же была сформулирована и концепция социальной защиты нетрудоспособных и малообеспеченных граждан и семей с детьми как своеобразного амортизатора негативных последствий «шоковой терапии» и других «непопулярных» мер, особенно в отношении наиболее социально незащищенных слоев населения.

Становление нынешней системы социальной защиты населения, было связано с резким ухудшением экономической и демографической ситуации, массовым обнищанием населения, другими отрицательными явлениями в социальной сфере.

Основной задачей системы социальной защиты в этой ситуации становилось смягчение негативных последствий рыночных реформ.

При этом социальная защита рассматривалась не как самоцель, а лишь как средство, способствующее успешному реформированию.

В связи с этим, как и вся социальная сфера в целом, система социальной защиты населения финансировалась по остаточному принципу. Этим, в частности, была обусловлена недостаточная эффективность ее деятельности.

Основой работы службы социальной защиты населения стала «Концепция социальной защиты нетрудоспособных граждан и семей с детьми», принятая в 1992 году.

Концепция была рассчитана уже на рыночные отношения и вытекающие из них последствия.

Последствия носили поистине драматический характер и по масштабам, и по содержанию. У социальной защиты появились новые клиенты: безработные, бомжи, беженцы, мигранты, бездомные, беспризорные дети, уволенные со службы военнослужащие и т.д.

Они множились стихийно, необходимо было налаживать их учет и оказывать хоть какую-то помощь. И по прошествии двух десятилетий можно констатировать, что, несмотря на кажущуюся бурную деятельность Правительства, говорить о какой-либо социальной защищенности населения нашей страны не приходится.

До сих пор в социально-экономической политике руководства страны отсутствует комплексный подход к системе социальной защиты населения (не исключено, что и желание), а действующие ее отдельные элементы работают в аварийном режиме.

В этот период система социальной защиты несколько раз прошла через ряд структурных преобразований:

  • в 2001 г. из нее выделилась в самостоятельную службу система пенсионного обеспечения,
  • с 2003 г. на органы социальной защиты возложено назначение жилищных субсидий,
  • в 2002-2003 гг. через них пошло финансирование всех установленных законами льгот ветеранам, инвалидам и лицам, пострадавшим от радиации.

С введением в действие 122-го Федерального закона («монетизация» льгот) льготники были поделены на федеральных и региональных и подавляющая часть их была закреплена за регионами.

Главными задачами в деятельности системы социальной защиты населения регионов стали борьба с бедностью, поддержка пожилых людей, решение демографической проблемы, защита детей, поддержка и укрепление семьи.

На органы социальной защиты были также возложены назначение и выплата различных компенсаций.

Так что уважаемые читатели знайте, что по всем этим вопросам вам надо обращаться в местные органы социальной защиты (в Москве это районные управления социальной защиты населения).

А, как заполучить хоть какую-нибудь социальную льготу?

Какие виды социальных льгот и пособий существуют, в этой статье я рассматривать не буду, так как их слишком много (всего несколько сотен).

Единственное на что хочу обратить Ваше внимание, что значительная их часть назначается по заявительному принципу (кто опоздал, тот не успел)! Поэтому не поленитесь, зайдите в органы социальной защиты и поинтересуйтесь что Вам из этого огромного перечня положено.

Наверняка что-нибудь, да и подберете! И таких «подберателей» в нашей стране много. Уверен, Вы в своем окружении таких знаете.

Перспектива развития системы социальной защиты

Закон об основах социальной защиты населения явно устарел, поскольку был разработан еще в середине 90-х годов со всеми рассмотренными выше недостатками.

Даже руководство страны понимает, что нужен новый закон о социальной защите населения, и он должен быть принципиально иным.

Закон, который позволял бы каждому человеку, оказавшемуся в той или иной трудной ситуации, понимать, на что он может рассчитывать, куда может обратиться, какую социальную помощь получит, что эта помощь будет ему стоить.

Закон должен определить, какова должна быть структура учреждений социальной защиты, какие должны быть социальные услуги, в том числе государственные.

И сейчас в соответствии с поручением Президента Минздравсоцразвития РФ приступило к разработке этого законопроекта.

Поживем, увидим. Не хотелось бы, чтобы получилось по принципу «хотели как лучше, а получилось как всегда»!

PS.Вы хотите навсегда забыть о проблеме вечной нехватки денег, стать финансово независимым и в итоге стать счастливым пенсионером? Тогда рекомендую Вам познакомиться с курсом Александра Евстигнеева "Киберсант-Финансист".

PS1. Если материал "Все ли мы знаем о наших правах на социальную защиту?" оказался Вам полезным нажмите на кнопку «Мне нравится» в начале статьи и оставьте свой комментарий в конце статьи. Поделитесь с друзьями в социальных сетях. Они будут Вам благодарны.

Колесов Г.Б.,
независимый пенсионный консультант,
эксперт по пенсионному и финансовому планированию

www.ypensioner.ru

Читайте также по социальным гарантиям, социальным пособиям, выплатам и льготам:

Полный перечень социальных выплат в городе Москве
Социальные выплаты, пособия и льготы многодетным семьям
Социальные выплаты, пособия и льготы малообеспеченным семьям
Социальные выплаты, пособия и льготы при рождении ребенка
Пособие по беременности, родам и по уходу за ребенком до полутора лет
Меры социальной поддержки одиноких матерей (одиноких отцов)
Социальная помощь детям инвалидам и родителям детей инвалидов
Социальная поддержка инвалидов
Социальная поддержка ветеранов боевых действий
Социальная поддержка ветеранов Великой Отечественной войны и Тружеников тыла
Социальная поддержка ветеранов труда и ветеранов военной службы
Социальная поддержка пенсионеров: доплаты к пенсии, льготы и социальная натуральная помощь
Социальная поддержка москвичей: московские льготы
Пенсионное планирование жизни: Льготы пенсионерам госслужбы
Новая Социальная карта москвича: Для кого?
Доступно о Государственном социальном страховании
Порядок назначения, исчисления и выплаты социальных пособий
Все ли мы знаем о наших правах на социальную защиту?
Можно ли наследовать пенсию?
Заработок пенсионеру
Как реализовать Ваше право на социальную помощь от государства?
Все ли Вы знаете о Материнском капитале?
Основные понятия социальных гарантий и льгот для пенсионеров
Социальные выплаты Фонда социального страхования РФ
Порядок назначения, исчисления и выплаты социальных пособий
Доступно о Государственном социальном страховании
Как получить пособие на погребение военного пенсионера
Все, что надо знать о Социальных картах москвича
Сокращение работника - пенсионера
Пенсионер, не забудь получить налоговый вычет!
Выплата пособия на погребение умерших пенсионеров
Пенсионеры получают право на пособие по уходу за ребенком
Социальная помощь одиноким пенсионерам в Москве

Все ли мы знаем о наших правах на социальную защиту?

ПЕНСИИ: НОВОСТИ

ДЕНЬГИ: НОВОСТИ

Самые ЧИТАЕМЫЕ

Поиск по сайту

Всего ПОСЕТИЛИ:

024190049